Лабораторное оборудование: новые технологии, лабораторные приборы, дистилляторы, индикаторные трубки

Телефон/факс: +7 (495) 795-24-98
e-mail: info@ccenter.msk.ru

Н. А. ШИЛОВ — ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК ХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РУССКОЙ АРМИИ. ЧАСТЬ 2

Н. А. ШИЛОВ — ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК ХИМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РУССКОЙ АРМИИ. ЧАСТЬ 2

    

Н.А. Шилов в должности заведующего Химической лабораторией Западного фронтаВ связи с немецкими газовыми атаками летом 1916 года, первыми опытами применения активных химических средств с русской стороны и развитием дела противогазовой борьбы Н.А. Шилов в июле 1916 года составил проект организации фронтовой Химической лаборатории и противогазового обуче­ния в запасных частях фронта, а в августе 1916 года пред­ставил доклад об организации при каждой армии штатного противогазового отряда для обучения войск. Эти соображе­ния Н.А. Шилова легли в основу введенной военным ведом­ством с сентября 1916 года противогазовой организации в действующей армии: установление при заведующем химичес­кими средствами борьбы на фронте Химической лаборатории и введение при каждой армии учебного отряда для противо­газового обучения войск.

     Летом 1916 года в части русской армии стали поступать угольные противогазы Зелинского с шлемом Кумманта. Первые образцы противогаза Зелинского—Кумманта при от­личном защитном действии противогазов были неудобны в боевом отношении: они стесняли бойцов при движении и стрельбе. Николай Александрович Шилов очень вниматель­но изучал опыт войск по использованию противогазов и де­лал соответствующие выводы и предложения по дальнейше­му испытанию и совершенствованию противогазов.

    Крайне поучительным и для настоящего времени представляется мнение профессора Шилова о значении массового боевого опыта для проверки всякого нового технического средства, выраженное им 4 октября 1916 года в связи с тре­бованиями специальных испытаний противогазов Зелинского-Кумманта на фронте.

    Профессор Шилов писал: «я не могу согласиться с мыслью..., что в деле выбора маски решающее значение должны иметь лабораторные испытания», что «фронт тут не причем» и что «он должен приспособлять­ся к одобренному в тылу образцу...» «Мне кажется, напри­мер, что идея всякой противогазовой маски, добытая и про­веренная лабораторным путем и вылившаяся в конкретную форму, должна затем быть согласована с требованиями жиз­ни и подвергнуться всестороннему массовому опыту именно на фронте, в полевой обстановке, наиболее близкой к условиям реальной газовой атаки. Даже опыты на полигоне кажутся мне не совсем убедительными... Немцы, рассчитывая прежде всего на неожиданность и вызванное ею замешательство, по- видимому, сознательно и постоянно изменяют приемы выпус­ка газов, его состав, выбор места, метеорологические усло­вия, продолжительность атаки и пр. Эти изменения не поз­воляют видеть и в противогазовой маске нечто раз и навсег­да установленное и неподвижное, но заставляют, напротив, прислушиваться к голосу практики и не бояться критики и возражений...»

   В октябре и ноябре 1916 года Н.А. Шилов провел массо­вое обследование состояния противогазов в частях 2-й, 4-й и 10-й армий Обследование состояния противогазов в частях Русской армиии сделал по этому поводу специальный доклад на заседании Химического комитета Главного артиллерийского управления 15 декабря 1916 года, который на основании это­го доклада вывел заключение о том, «что респиратор Зелин­ского- Кумманта оказался на высоте».

   Осенью же 1916 года по инициативе Н. А. Шилова на Западном фронте был организован полигон для того, чтобы «ис­пытать различные противогазовые средства и изучить их действие не только теоретически, но и практически», а также краткосрочные курсы по противогазовой борьбе для офице­ров войсковых частей фронта. Кроме окуривания войск За­падного фронта, Н.А. Шиловым осенью 1916 года было про­ведено окуривание частей Особой армии Юго-Западного фронта.

 В 1917 году Н.А. Шилов в должности заведующего Химической лабораторией Западного фронта проводит большую научную работу по исследованию противогазов Зелинского и, в частности, по динамической активности угля в противогазе. До 11 октября 1917 года Химической лабораторией Западного фронта было составлено 22 отчета по исследованию противо­газов. Выводы из исследований положили начало современ­ной теории поглощения газов из тока воздуха.

   Из этого краткого очерка видно, какое важное значение для дела химической защиты русской армии имела деятель­ность Н.А. Шилова в период 1915—1917 гг. в особенности следующие ее виды:

1) организация противогазовой подго­товки войск (окуривание);

2) изучение защитных свойств всех средств противогазовой борьбы;

3) организация научно­го исследования работы противогазов;

4) подготовка кадров руководителей противогазовой борьбой;

5) разработка про­ектов по организации химической службы;

6) изучение и обобщение войскового опыта по противогазовой борьбе и главным образом по технике средств противогазовой защиты.

Таким образом, даже краткий обзор военной деятельнос­ти Н.А. Шилова в годы первой мировой войны свидетельст­вует об его огромной заслуге в становлении и развитии воен­но-химической теории и практики. Он с полным основанием может быть признан зачинателем химической службы рус­ской армии. Деятельность Н.А. Шилова по противогазовой борьбе заслуживает глубокого изучения и исследования.

***

Из сборника "Николай Александрович Шилов", под ред. М.М.Дубинина, изд ВАХЗ, М., 1964 г.