Возможные чрезвычайные ситуации с выбросом опасных химических веществ в атмосферу
ВОЗМОЖНЫЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
Насыщенность производств современной техникой, увеличение единичной мощности агрегатов, интенсификация технологических процессов резко увеличивают их потенциальную опасность из-за возможного разрушения или потери герметичности технологического оборудования и транспортных средств. Данные разрушения будут сопровождаться массовыми выбросами токсичных химических веществ (ТХВ) в окружающую среду, а также возможными пожарами и взрывами в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует 13 тыс. 983 химически опасных объекта, в том числе более 2,5 тыс. организаций химического и оборонно-промышленного комплексов, эксплуатирующих химически опасные объекты, относящиеся к категориям чрезвычайно высокой и высокой опасности.
Важнейшим показателем химической опасности является то, что 70 процентов химически опасных объектов расположены в 140 городах Российской Федерации, в каждом из которых проживает не менее 100 тыс. человек. Всего в зонах возможного химического воздействия проживает более 40 млн человек.
Указанные химически опасные объекты (ХОО), а также объекты хранения запасов химического оружия и ракетных топлив, наличие более тысячи могильников с захоронением опасных химических отходов, масштабная транспортировка опасных химических веществ автомобильным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, а также угроза террористических проявлений с применением опасных химических веществ создают существенные угрозы национальной безопасности страны.
Системный анализ происшедших аварий позволяет выделить основные характерные ситуации выброса АХОВ. В общем случае они связаны с:
- залповым выбросом АХОВ через штатное устройство (труба, фильтры, система клапанов и т. п.);
- полной и частичной потерей герметичности резервуаров высокого давления для сжиженных газов;
- полной или частичной потерей герметичности резервуаров низкого давления для хранения сжиженных газов или жидких АХОВ;
- разрушением или нарушением функционирования химических установок (реакторов и т. п.);
- разрушением продуктопроводов;
- пожарами на объектах.
Мощность выброса зависит от масштаба аварии (разрушения) и определяется в конечном итоге количеством вещества, поступающего в атмосферу (в водоисточники и на местность) в единицу времени.
Большое число государств имеет развитую химическую промышленность, в которой используется значительное количество (многие тысячи наименований) опасных химических веществ, обладающих значительной физиологической активностью. Они не столь смертельно опасны, как ОВ, но зато гораздо доступнее.
Перечень опасных химических веществ (ОХВ), воздействие которых на организм человека может приводить к негативным последствиям, вплоть до смертельных поражений, является весьма широким и может включать десятки, сотни и тысячи наименований.
Наличие большого количества ОХВ делает бесперспективными попытки составления и регламентирования достаточно полных перечней веществ, которые могут быть использованы террористами. Поэтому здесь может идти речь о наиболее опасных или наиболее доступных для террористов соединений. Поскольку для нанесения широкомасштабных смертельных поражений наиболее вероятным является использование террористами высокотоксичных ОВ, то при рассмотрении промышленных веществ основное внимание необходимо уделять их раздражающему действию, позволяющему решать террористические задачи, сходные с применением раздражающих отравляющих веществ.
Организация террористических актов планируется осуществлять, как правило, на объектах с массовым пребыванием людей, к которым относятся метрополитен, вокзалы, театры, стадионы, крупные супермаркеты и т.п. Например, метрополитен является местом массового пребывания людей, весьма привлекательным для террористов с точки зрения широкого общественного резонанса совершаемого в нем террористического акта. При террористических проявлениях в метрополитене, с одной стороны, можно нанести поражение большому количеству людей, с другой — парализовать работу важнейшей для мегаполиса транспортной артерии на достаточно длительное время. Для достижения указанных целей методы технологического терроризма являются наиболее подходящими для террористов.
Борьба с технологическим терроризмом на объектах с массовым пребыванием людей заключается, прежде всего, в предотвращении террористических актов. Но всегда существует вероятность того, что такой акт произойдет, поэтому персонал объектов, его посетители (зрители, пассажиры поездов и пассажиры метрополитена) должны быть готовы к выполнению системы организационно-технических мероприятий, направленных на максимальное снижение негативных последствий террористических проявлений, прежде всего, на сохранение жизни и здоровья людей. Одним из элементов такой системы является использование средств индивидуальной защиты, обеспечивающих защиту наиболее важных и уязвимых у человека органов дыхания и зрения.
Дополнительно необходимо отметить, что, несмотря на активно идущий процесс уничтожения химического оружия (ХО) США и Россией реальная действительность показывает, что ХО продолжает существовать и развиваться. К основным причинам, характеризующим сложившееся положение, можно отнести:
- возможность, в обход Конвенции, продолжения исследований по поиску, скрытому производству, накоплению физиологически активных веществ и их прекурсоров, не входящих в перечень, определенных ее приложениями;
- возможность, в обход Конвенции, продолжения исследований по совершенствованию конструктивных схем боеприпасов и боевых приборов, их испытанию. производству и накоплению, особенно в связи с появившимся, так называемым оружием не смертельного действия;
- наличием на вооружении наиболее развитых стран систем вооружения, боеприпасов и боевых приборов двойного назначения (оружие не смертельного действия), позволяющих в сжатые сроки обеспечить эффективное применение химического оружия на поле боя.
Анализ вышеизложенного материала показывает, что в случае чрезвычайных ситуаций (ЧС) как мирного, так и военного времени на поверхность земли и в атмосферу может поступить значительное количество токсичных химических веществ, которые могут привести к заражению обширных территорий, поражению людей и значительным затратам при ликвидации возможных последствий. В связи с этим проблема надежной защиты населения и территорий приобретает большое значение.
Одним из важнейших факторов обеспечения защиты населения и территорий является оперативность принятия решений на выявление складывающейся обстановки, грамотной ее оценки, осуществление комплекса мероприятий по обеспечению защиты населения и личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий.
Организация выполнения данных задач возлагается на специалистов пунктов управления в кризисных ситуациях различного уровня. Для эффективного выполнения возлагаемых на них задач они должны иметь соответствующий уровень подготовки и оснащения.