ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ШИЛОВА
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ШИЛОВА
Двум крупнейшим русским ученым профессорам Н. Д. Зелинскому и Н. А. Шилову принадлежит выдающийся вклад в дело противохимической защиты русской армии в период 1915—1917 гг. Н. Д. Зелинский является создателем первого угольного противогаза. Н. А. Шилов в условиях фронта положил начало научному изучению эксплуатации противогазов, организации противохимической подготовки войск и подготовки кадров руководителей химической службы. Его экспериментальные исследования в подвижной фронтовой лаборатории позволили установить основные закономерности работы противогаза, которые привели к формулировке первой теории работы противогаза, сохранившей свое значение и в настоящее время.
Николай Александрович Шилов родился 28 июня 1872 года в Москве. После окончания Московского университета в 1895 году он был оставлен на кафедре органической химии для подготовки к преподавательской деятельности.
Его учитель Н. Д. Зелинский — крупнейший химик-органик— увлек Николая Александровича идеями физической химии. В одной из передовых научных химических школ конца XIX и начала XX веков — школе Вильгельма Оствальда в Германии — завершилось формирование Н. А. Шилова как ученого физико-химика.
Замечательные исследования Николая Александровича относятся к двум важным областям физической химии—химической кинетике (1898—1915 гг.) и адсорбции (1915— 1930 гг.).
Основное внимание юного ученого привлекают реакции окисления в растворах. Он изучает кинетику окисления иодистоводородной кислоты бромноватой кислотой и каталитическое влияние на эту реакцию многих веществ. При исследовании системы перманганат — щавелевая кислота Николай Александрович приходит к выводу о существовании промежуточных комплексных соединений и по существу переходит к решению одной из наиболее сложных проблем химической кинетики — изучению сопряженных реакций окисления.
Николай Александрович теоретически и экспериментально обосновывает общий метод исследования, позволяющий судить о природе химической индукции. Этот метод состоял в систематическом изменении веществ, участвующих в процессе. Он позволял классифицировать различные случаи химической индукции и находить новые ее примеры. На основании обширных экспериментальных исследований Николай Александрович дает новое толкование явлению химической индукции, впервые экспериментально устанавливает роль комплексных соединений в явлении индукции и случаи перехода от индукции к катализу. Все это позволило обобщить понятие о сопряженных реакциях, включив в него некоторые частные случаи катализа и автокатализа.
Исследования в этой области химической кинетики, обобщенные в магистерской диссертации «О сопряженных реакциях окисления», выдвинули Н. А. Шилова в первые ряды русских физико-химиков и оказали весьма значительное влияние на развитие химической кинетики. Без преувеличения можно сказать, что Николай Александрович был одним из тех ученых, которые заложили основы современного направления развития химической кинетики.
Весьма характерен для Н. А. Шилова как ученого, человека и гражданина тот путь, которым он пришел к широкому и всестороннему исследованию адсорбционных явлений. Николай Александрович был одним из тех славных представителей русской химии, которые после применения в 1915 году химического оружия самоотверженно и творчески включились в дело создания эффективных средств и системы противохимической защиты. Как истинный ученый Николай Александрович не мог решать стоящих перед ним практических задач без глубокого научного в них проникновения. Именно при изучении процессов поглощения в шихте противогаза он почувствовал живой интерес к природе поверхностных явлений и вскоре оказался полностью захваченным этой увлекательной областью физической химии.
Химическая служба русской армии многим обязана непосредственной деятельности Н. А. Шилова по противогазовой борьбе в войсках. Во время своих поездок в части Западного фронта Николай Александрович консультировал штаб фронта и штабы войсковых соединений по вопросам противохимической защиты, а с 14 декабря 1915 года был назначен заведующим по технической части газового дела при генерал-квартирмейстере штаба Западного фронта, т. е. по существу начальником противогазовой службы фронта.
На основании фронтового опыта Николай Александрович пришел к выводу о необходимости практического и наглядного обучения войск приемам противохимической защиты, которое должно завершаться пропуском обучаемых через искусственно создаваемую отравленную атмосферу (газовое окуривание). По инициативе Николая Александровича на фронте в конце 1915 года были организованы вначале два, а потом семь подвижных противогазовых отрядов. В течение весны и лета 1916 года противогазовыми отрядами профессора Шилова было обучено и «окурено» несколько сот тысяч солдат и офицеров, а также проверено и исправлено большое число противогазов. Этот опыт был заимствован другими фронтами.
В сентябре 1916 года по докладу Шилова принята система противогазовой организации в действующей армии, сводившаяся к созданию при заведующем средствами химической борьбы на фронте подвижной Химической лаборатории, а при каждой армии учебного отряда для противогазового обучения войск.
Будучи заведующим лабораторией Западного фронта Николай Александрович в широком масштабе организует изучение поступающих на фронт противогазов Зелинского и опыта их боевого применения. Его выводы и предложения имели существенное значение для усовершенствования противогазов. Зимой 1916 года Николай Александрович после массового обследования состояния противогазов в частях трех армий делает обобщающий доклад на заседании Химического комитета ГАУ. По его инициативе осенью 1916 года на Западном фронте организуется полигон для испытания средств защиты и краткосрочные курсы по противогазовой борьбе для офицеров войсковых частей фронта.
В подвижной лаборатории систематически изучались угольные противогазы после их эксплуатации на фронте, причем для многих образцов, на основании расспросов солдат, были известны их истории. Исследования угля из расснаряженных противогазов все более приобретали научный характер со статистической обработкой полученных результатов и обстоятельными выводами и предложениями по эксплуатации противогазов и путях их улучшения.
Николай Александрович Шилов пришел к выводу о несоответствии официальных статических испытаний угля при оценке его качества по определению так называемой хлороемкости реальным условиям работы при поглощении отравляющих веществ из тока воздуха. Впервые он ставит исследования динамической активности угля и к январю 1917 года формулирует понятие о динамической активности угля и предлагает методику ее определения. Таким образом, основные понятия и термины, такие как динамическая активность, время защитного действия, получившие общее признание в сорбционной технике и противогазовом деле, впервые введены Николаем Александровичем в период работы на фронте в подвижной лаборатории. Предложенные им методы исследования динамической активности явились прототипами современных методов.
Поразительно много было сделано в условиях фронтовой лаборатории по изучению влияния многих факторов на динамическую активность, по применению нового метода для исследования многих сотен противогазов, прибывающих с передовых позиций. Все более и более четко в отчетах лаборатории вырисовываются идеи о теоретических основах работы угольной шихты противогаза.
Исследования на фронте возбудили у Н. А. Шилова глубокий интерес к проблеме динамической активности. По возвращении в Москву он организует совместно с учениками всестороннее
изучение сорбции из тока воздуха в более совершенном и оригинальном методическом оформлении. Эти исследования привели к разработке основ теории работы шихты противогаза, получивших широкую известность. О формуле Шилова для времени защитного действия знают все, соприкасающиеся с сорбционной техникой или ее специальной областью — противогазовой техникой. Время показало жизненность идей Шилова и разработанных им основ теории работы противогаза. Теория получила дальнейшее развитие в работах его учеников и единомышленников.
В начале 20-х годов Н. А. Шилов с большим коллективом учеников начинает разработку в широком плане проблемы о проявлении молекулярных сил в растворах применительно к явлениям распределения веществ между жидкими фазами и адсорбции из растворов. В этих обширных исследованиях, охвативших многочисленные системы, Николай Александрович применяет наиболее общий подход в анализе и систематизации экспериментального материала, заключающийся в сопоставлении рядов веществ, расположенных в последовательности нарастания той или иной количественной характеристики изучаемого явления. Эти работы получили широкую известность.
В одном из завершающих направлений, связанном с изучением механизма адсорбции электролитов на беззольном активном угле, Николаем Александровичем и его учениками были развиты и обоснованы идеи фундаментального значения, открывшие новое направление в физико-химии поверхностных явлений. Это основы учения о поверхностных химических соединениях или поверхностных окислах в случае активных углей. Их разновидности, часто имеющие определяющее значение для адсорбции, в особенности электролитов путем ионного обмена, были установлены на основании адсорбционных исследований. В настоящее время существование поверхностных химических соединений доказано независимыми методами. Представление о поверхностных окислах позволило объяснить механизм адсорбции электролитов на углях. Активные угли с различными поверхностными функциональными группами являлись первыми из описанных в литературе синтетических ионообменников.
Николай Александрович Шилов, несомненно, принадлежал к части прогрессивных русских ученых. В 1911 году Николай Александрович вместе с лучшей частью профессуры оставил преподавание в Московском университете в знак протеста против действий царского министра Кассо, направленных против правления автономного университета и против студенчества. Николай Александрович с любовью и вниманием относился к студенчеству. Студенты платили ему взаимностью и сторицей. Николай Александрович был депутатом Московского Совета.
Николай Александрович скоропостижно скончался 17 августа 1930 года в Гаграх в расцвете своих сил. Советская наука потеряла выдающегося ученого, блестящего лектора и профессора, воспитавшего поколение химиков и проложившего в науке новые и оригинальные пути.
***
Из сборника "Николай Александрович Шилов", под ред. М.М.Дубинина, изд ВАХЗ, М., 1964 г.